Проще говоря, существует пять основных аспектов органолептического профиля кофе: кислотность, сладость, горечь, тело и послевкусие. Но наряду с этими аспектами мы также обсуждаем конкретные дегустационные заметки.
Многие профессионалы отрасли используют Колесо ароматов Specialty Coffee Association для определения конкретных характеристик и ароматов кофе. Колесо вкусов, безусловно, подвергается критике — в основном потому, что оно больше ориентировано на европейцев и североамериканцев, чем на вкусы стран-производителей.
Колесо было впервые опубликовано в 1995 году и с тех пор было переработано, чтобы включить более разнообразный словарь из 110 характеристик вкуса, текстуры и аромата. Например, одна только категория «фрукты» включает в себя четыре подкатегории, каждая из которых содержит как минимум еще две подкатегории, включая изюм, вишню, кокос и лимон, и это лишь некоторые из них.
По большей части ноты шоколада, карамели, орехов и фруктов довольно часто можно найти на упаковке кофе. Однако в последние годы невозможно игнорировать растущее число обжарщиков, которые используют более нетрадиционные вкусовые нотки.
Почему вкусовые ноты становятся более отчетливыми?
Во многих специализированных кофейнях по всему миру нередко можно увидеть более нишевые и интересные вкусовые ноты. Например, некоторые из финалистов чемпионата мира бариста 2021 года использовали термины «тесто для торта», «растопленное шоколадное мороженое» и «банановый заварной крем» для описания вкуса своего кофе.
В то время как Гэри считает, что это в значительной степени результат использования более уникальных видов и сортов кофе, а также более экспериментальных методов обработки, Ник говорит, что он также считает, что это влияние молодого поколения.
«Вообще говоря, я думаю, что молодые люди более склонны пробовать эти виды кофе — например, «новый» или «сумасшедший» ферментированный кофе с уникальным и интересным вкусом», — говорит он. «По моему мнению, это также помогает людям, которые плохо знакомы с спешелти кофе, больше взаимодействовать с ним».
Гэри соглашается, говоря: «По моему опыту, люди, которые плохо знакомы с спешелти кофе, как правило, предпочитают новые и интересные вкусы, и они часто могут почувствовать вкусовые нотки, описанные на упаковке».